На главную

Сбербанк продолжает создание собственного автопроизводителя?

«Сбербанк Капитал» намеревается приобрести контрольный пакет акций автозавода «ДерВейс». Это укладывается в версию о намерениях Сбербанка создать собственную компанию по выпуску автомобилей, причем компанию немаленькую.

Согласно информации ФИНАМ.РУ, Федеральная антимонопольная служба РФ удовлетворила ходатайство ООО «Сбербанк Капитал» о приобретении 51% уставного капитала ООО АК «ДерВейс». Сделка, ставшая предметом настоящего ходатайства, не приведет к ограничению конкуренции, говорится в решении ФАС. «Сбербанк Капитал» полностью контролируется Сбербанком РФ. Одна из основных задач компании – работа с проблемными активами банка. Таким активом, в частности, является Ижевский автозавод, находящийся в состоянии банкротства.

Сбербанк, который возглавляет совет кредиторов ИжАвто, подошел к решению ижевской проблемы неординарно. В середине мая была зарегистрирована «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ), которую контролирует «Сбербанк Капитал». В результате у банка появилась своя «автомобильная» управляющая структура. После долгого перебора кандидатур, ОАГ возглавил Игорь Кульган – директор моторостроительного департамента «Группы ГАЗ». Следует отметить, что деятельность ОАГ в Ижевске вызывает уважение. Несмотря на проблемы с поставщиками (основным из которых является АвтоВАЗ), ижевскому заводу удалось в приемлемые сроки развернуть производство автомобилей ВАЗ-2104 и Иж-27175. Новое руководство ускорило отгрузку машин дилерам, а также реализовало ряд мер, позволяющих повысить эффективность продаж в рамках государственной программы утилизации.

Единственное, что пока не получается у ИжАвто – это сотрудничество с корейским альянсом Hyundai / Kia. Однако причиной тому является противодействие Минпромторга, изо всех сил пытающегося установить более жесткий контроль над иностранными автопроизводствами в России. Действия чиновников вызвали резкий демарш руководства Kia Motors Rus. Похоже, что позитивный пример деятельности ОАГ в Ижевске позволил руководству Сбербанка задуматься о создании «собственного» автопроизводителя. Во всяком случае, действия банка в отношении другого российского автозавода – таганрогского, весьма похожи на развитие ситуации вокруг ИжАвто.

Сбербанк имеет деньги, причем проводимая в период кризиса осторожная политика привела к тому, что денег этих достаточно много. Это позволяет банку финансировать реструктуризацию проблемных активов, как это было сделано в Ижевске. Точно так же найдутся – если понадобится, деньги и на ТагАЗ. Однако приобретение ООО АК «ДерВейс» выпадает из «ижевско-таганрогской» схемы. Черкесский завод не отмечен в списках проблемных предприятий. Да, у «ДерВейса» есть сложности со сбытом автомобилей Geely. Однако их выпуск сейчас не ведется. Вместо них на черкесском конвейере стоят Lifan Breez и Solano. При этом спрос на вторую модель со стороны дилеров завод просто не успевает удовлетворять. Недавно «ДерВейс» запустил производство еще одного китайского автомобиля – Haima3. В перспективе - дальнейшее расширение модельной гаммы завода и рост объемов выпуска. Слухи об уходе компании Geely с российского рынка, похоже, оказались несколько преувеличенными.

Финансовые обстоятельства приобретения «дочкой» Сбербанка контрольного пакета черкесского автозавода пока неясны. В компании «Сбербанк Капитал» эту сделку пока не комментируют. Однако переход в ближайшее время под контроль ОАГ еще одного автосборочного завода – весьма вероятный (мягко говоря) факт. Это дает гипотетическому «сбербанковскому автопроизводителю» серьезные производственные мощности. ИжАвто может выпускать в год до 360 тысяч автомобилей и до 300 тысяч силовых агрегатов (двигатель + КПП). Возможности ТагАЗа скромнее – они оцениваются «всего» в 180 тысяч единиц в год. Завод «ДерВейс» на этом фоне и вовсе невелик – его проектная годовая мощность составляет 50 тыс. автомобилей (в перспективе - до ста тысяч).

Даже без ТагАЗа «Объединенная автомобильная группа» сможет производить в год свыше четырехсот тысяч единиц автотехники. Если же под контроль ОАГ попадет и таганрогский завод, то эта цифра дойдет почти до шестисот тысяч. Это сделает ОАГ вторым по располагаемым мощностям отечественным автопроизводителем. С учетом финансовой мощи Сбербанка, российский авторынок получит нового игрока, с которым придется считаться как иностранным компаниям, так и АвтоВАЗу.



Hosted by uCoz