На главную

Новые условия промсборки почти согласовали

Два российских министерства – экономического развития и промышленности и торговли, согласовали основные условия заключения новых соглашений по предоставлению зарубежным автопроизводителям режима промышленной сборки. Это поставит в заведомо невыгодные условия большинство игроков авторынка.

О том, что ведомства почти договорились, после заседания президиума правительства сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, которую цитирует «Российская газета».

Основной параметр – количество собираемых в России машин. «Пока мы считаем, что 300 тысяч автомобилей - это правильная цифра», - сказала Набиуллина. Откуда взялось представление о «правильности», понять трудно. При самых радужных перспективах российского рынка это соответствует 10-ти процентам от общего объема продаваемых машин. Если говорить о конкретных брендах, то сейчас более одной десятой рынка занимает только АвтоВАЗ (27,7%). Даже идущий вторым Chevrolet имеет чуть более шести процентов.

Несколько иная картина складывается, если смотреть на альянсы. Естественно, под основное требование новых нормативов попадает Renault / Nissan / АвтоВАЗ. По итогам десяти месяцев на «триумвират» приходится 36,5% общероссийских продаж. Не подлежит сомнений, что франко-японско-российский альянс с легкостью впишется в любые параметры нового положения о промсборке. Второй альянс, под который (наряду с «автовазовским») создавались новые требования – «Соллерс» / FIAT, выглядит не слишком впечатляюще. Сейчас он продает автомобили FIAT, SsangYong, УАЗ и Isuzu (российская статистика ведется по легковым и легким коммерческим автомобилям). Суммарные продажи этих брендов на текущий момент немного превышают 4% от общего объема рынка. Правда, российско-итальянский альянс обещает «когда-нибудь» выпускать полмиллиона автомобилей в год – и под это обещание наверняка получит все необходимые для высокорентабельного производства льготы.

Чуть более десяти процентов рынка занимает связка Hyundai / Kia. Однако корейцы вряд ли смогут претендовать на льготные условия промсборки – для этого им придется собирать в России все продаваемые здесь машины. Появление бюджетной модели Hyundai Solaris несколько изменит ситуацию, но не настолько, чтобы корейский альянс формально соответствовал новым требованиям. Еще одним претендентом является «Фольксваген Груп Рус», которая уже выразила поддержку новых правил. Однако российские продажи брендов Volkswagen и Skoda занимают лишь 5,5% рынка. Здесь (как и у корейцев) возможен рост за счет бюджетного Polo Sedan, однако он не сделает погоды.

Причину сговорчивости немецкого концерна следует искать в словах директора «автомобильного» департамента Минпромторга Алексея Рахманов, который сообщил, что его ведомство «отстояло» возможность ведения крупноузловой сборки (SKD). Именно это и является привлекательным для «Фольксваген Груп Рус». Компания сейчас собирает этим способом коммерческие автомобили, а со следующего года им должен составить компанию популярный в России Passat.

General Motors продает в России автомобили Chevrolet и Opel. В сумме два бренда занимают 8% рынка. В настоящее время GM изыскивает возможность увеличить количество своих производственных площадок в России. Однако вряд ли компания когда-нибудь начнет собирать у нас все продаваемые «на месте» машины – даже если их и наберется на одну десятую рынка. В аналогичной ситуации находится и PSA Peugeot / Citroen. Даже с учетом партнеров из Mitsubishi, совместно с которыми французы владеют калужским автозаводом, получается чуть более пяти процентов рынка. Не случайно руководство компании «ПСМА Рус» (она управляет калужским заводом партнеров) встретило информацию о новых правилах промсборки без особого энтузиазма.

Про бренды Ford и Toyota говорить вообще не имеет смысла. Они занимают 4,6% и 4,2% рынка, и не имеют перспектив попасть под условия новых правил промсборки. По словам Алексея Рахманова, параметры измененных условий промсборки обсуждались с автопроизводителями, и 3-4 компании подпишут соглашения по новым правилам. Ясно, что их подпишут Renault / Nissan / АвтоВАЗ, «Соллерс» / FIAT, а также «Фольксваген Груп Рус». Цифра «4» явно появилась лишь для того, чтобы новые условия не выглядели слишком уж «договорными».

В новых правилах промсборки есть и другие условия. Однако обсуждать их нет смысла – практически все определяет «магическая цифра» 300 тысяч автомобилей в год. Так что единственным действительно важным вопросом остаются сроки ввода в действие новых правил. По словам Эльвиры Набиуллиной, соглашения по промсборке иномарок в РФ будет разрешено перезаключать только до конца февраля следующего года. До этого же срока можно будет заключать и новые договоры. Однако для этого должно выйти соответствующее постановление Правительства РФ. С учетом того, что совместно проекта Минэкономразвития и Минпромторга еще не существует, появление директивного документа может затянуться. Впрочем, три участника игры известны, и им не составит труда подписать соглашение за несколько дней. Все прочие иностранные автопроизводители в России, скорее всего, «останутся за бортом».



Hosted by uCoz